ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ТРАВМА В ОТНОШЕНИЯХ. Феномен. Диагностика. Пути восстановления.

6 марта 2019

МОДУЛЬ 1. ОТНОШЕНИЯ В ПАРЕ: ВЗГЛЯД С ПОЗИЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

 

  • Введение в проблему. Авторы и концепции, которые внесли наибольший вклад в понимание психологических закономерностей межличностного общения (П.Жане, А.Валлон, И.П.Павлов, А.А.Ухтомский, Б.Ф.Поршнев и др.).
  • Возникновение человека: концепция антропогенеза Б.Ф.Поршнева.
  • Ритуальное и психологическое значение феномена жертвоприношения в культуре.
  • Влияние тысячелетней традиции жертвоприношения на структуру личности современного человека.
  • Житейская и психологическая функция жертвоприношения в межличностных отношениях.
  • Отношения мужчины и женщины как сплав биологии, психологии и экономики.
  • Психологический капкан «Авель – Каин» в паре. Травма разрушения ценностного смысла в отношениях.
  • Социокультурные способы обеспечения психологической безопасности отношений.
  • Межличностные отношения как обмен. Эквивалентный обмен и варианты патологии обмена.
  • Отношения дарения как форма высших отношений в паре.
  • Область психопатологии в отношениях. Травма отношений.
  • Отношения, свободные от невротичности: при каких условиях они возможны?
  • Анализ случая. Эмоциональная травма в паре.

 

МОДУЛЬ 2. ОЦЕНКА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ

 

  • Теория поля Курта Левина: возможности для оценки межличностных отношений и прогнозирования их развития.
  • Пространство и время как важнейшие характеристики физического и психологического поля, в котором разворачивается жизнь человека. «Годологическое пространство» Курта Левина и «хронотоп» Михаила Бахтина.
  • Ключевые понятия теории поля К. Левина значимые для понимания поведения человека.
  • Реальное поведение человека как производная от структуры ситуации и структуры личности.
  • Возможности прогнозирования поведения человека и развития межличностного общения.
  • Этапы разработки «Методики оценки и прогнозирования развития межличностного взаимодействия».
  • Основные аспекты отношений, значимые для прогноза перспектив их развития.
  • Способ подсчета результатов методики.
  • Принципы интерпретации результатов методики (на примере случая из практики).
  • Семантический дифференциал оценки терапевтического потенциала клиента: диагностические возможности методики. Развернутый анализ конструктов семантического дифференциала.

 

 

МОДУЛЬ 3. АЛГОРИТМ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ С ПРОБЛЕМОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ТРАВМЫ В ОТНОШЕНИЯХ

 

  • Практика работы с «Методикой оценки и прогнозирования развития межличностного взаимодействия». Обсуждение опыта слушателей курса по интерпретации предложенных для самостоятельной работы случаев.
  • Анализ двух случаев из практики.
  • Психологическое содержание категории “личность”.
  • Принадлежность человека определенной культуре как значимый параметр для понимания его структуры личности.
  • Психологические особенности представителей византийской христианской культуры.
  • «Большая триада» в оценке личности: ум, этичность, эмоциональная отзывчивость. Особенности и возможности психологической консультации в зависимости от личностной структуры человека.
  • Когда человек обращается за психологической помощью?
  • Базовая схема терапевтического процесса.
  • «Закон о деинституционализации психиатрии» (1959 г., Великобритания) и его влияние на современную практику психологической помощи.
  • Этапы консультативно-терапевтического процесса (восстановление душевного равновесия, преодоление позиции жертвы, усилие этического ядра личностного «Я»).
  • Протокол консультативного процесса (подробный разбор пунктов протокола). Логика построения протокола.
  • Узловые моменты консультативно-терапевтической работы с личностью в ситуации эмоциональной травмы отношений.

 

Подписка на новости

Присоединяйтесь к электронной рассылке и получайте оповещения о мероприятиях и новых материалах на сайте.

© 2013—2019 Профессор Бондаренко Александр Федорович все права защищены